Сельские территории являются важнейшим ресурсом региона, значение которого стремительно растет в условиях усиливающейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов.
Развитие сельских территорий происходит крайне неравномерно. Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, а также торговых и бытовых услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
На основании комплексного анализа показателей выявлены 7 муниципальных районов области, имеющих аналогичные проблемы социально-экономического развития территорий: Александрово-Гайский, Ивантеевский, Озинский, Перелюбский, Романовский, Самойловский, Турковский.
Для рассматриваемых районов основным сектором экономического развития является сельское хозяйство. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних трех лет была в среднем стабильно в 1,4 раза ниже средней по экономике (в 2017 году заработная плата работников сельского хозяйства - 17,4 тыс. рублей).
Сохранение сложившихся тенденций в развитии данных территорий, отток кадров, особенно молодых, будет способствовать дальнейшей деградации человеческого потенциала районов, росту социальной напряженности.
Кроме того, в районах имеется дефицит кадров, а численность рабочей силы в сельской местности снижается более ускоренными темпами, чем в целом на селе по области (-3,2 процента против - 2,3 процента).
В этой ситуации выходом является всестороннее развитие экономического потенциала и создание рабочих мест с достойной заработной платой, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, снятие административных барьеров, в том числе облегчение доступа к земельным и информационным ресурсам, развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.
Уровень и качество жизни сельского населения, особенно в отдаленных районах области, в целом существенно отстают от уровня жизни в городах: снижается доступ для сельского населения образовательных, медицинских, культурных услуг, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.
Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала отдаленных районов требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, поиск точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствование механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
Основные задачи Программы:
решение проблем кадрового дефицита в отдаленных районах области в здравоохранении, образовании, культуре, сельском хозяйстве и иных сферах;
сохранение населения и улучшение качества жизни жителей отдаленных территорий;
повышение инвестиционной привлекательности и деловой активности отдаленных территорий;
развитие агропромышленного сектора, в том числе активизация деятельности организаций потребительской кооперации и развитие КФХ.
Реализация задач устойчивого развития территорий должна осуществляться с максимальным использованием преимуществ муниципальных районов.
Направления реализации Программы осуществляются в рамках направлений подпрограмм:
подпрограмма 1 "Кадровое обеспечение отдаленных районов";
подпрограмма 2 "Развитие социальной сферы как основы сохранения человеческого потенциала";
подпрограмма 3 "Развитие инженерной инфраструктуры как инструмент повышения привлекательности отдаленных территорий";
подпрограмма 4 "Обеспечение экономического роста отдаленных территорий".
Срок реализации Программы: 2019-2021 годы.
Финансовое обеспечение Программы планируется за счет бюджетных и внебюджетных (прогнозно) средств.
Привлечение средств федерального бюджета (прогнозно) планируется осуществлять в рамках государственных программ Российской Федерации, а также национальных и федеральных проектов.
На решение задач Программы будут направлены средства областного бюджета в рамках реализации государственных программ Саратовской области, планируется привлечение местных бюджетов в рамках муниципальных программ (прогнозно).
Привлечение внебюджетных средств планируется в рамках реализации инвестиционных проектов с учетом действующих мер государственной поддержки (прогнозно).
Общий объем финансового обеспечения Программы за счет всех источников составит (прогнозно) 7434,2 млн рублей: из федерального бюджета (прогнозно) - 1409,8 млн рублей, областного бюджета - 4307,9 млн рублей, местных бюджетов (прогнозно) - 0,9 млн рублей, внебюджетных средств (прогнозно) - 1715,5 млн рублей.
На развитие социальной и инженерной инфраструктуры, а также укрепление материально-технической базы бюджетных организаций за три года будет направлено 4147,3 млн рублей, в том числе Александрово-Гайский район - 205,9 млн рублей, Ивантеевский - 1168,2 млн рублей, Озинский - 121,2 млн рублей, Перелюбский - 1149,9 млн рублей, Романовский - 822,1 млн рублей, Самойловский - 487,4 млн рублей, Турковский - 192,4 млн рублей.
Более подробно с программой можно ознакомиться по ссылке.